?

Log in

No account? Create an account

Тот, кто призывает жить сегодняшним днем, плюет на судьбу своих детей и внуков.

Previous Entry Share Next Entry
О верблюдах и долгожительстве праотца Авраама
saba6
saba6


Иосиф Хейфец
Страсти, развернувшиеся вокруг книги Шломо Занда "Кто и как изобрел еврейский народ" в буквальном смысле взорвали общественное мнение русскоязычных евреев мира, перенеся нас ко временам сталинской антисемитской пропаганды. В своей книге, вышедшей в 2008 году и написанной «на основе книг и академических работ еврейских и нееврейских историков XIX-XX веков», Шломо Занд утверждает: евреев как народа не существует и никогда не существовало, а изгнание евреев с исторической родины – не более чем миф. Советские историки, задолго до Занда, в верноподданническом порыве перебивая друг друга, утверждали, что евреи не нация, а народность. В те времена никто не осмеливался оппонировать этим утверждениям. Более того, как всегда, верноподданническая еврейская прослойка с усердием добывала очередные аргументы, подтверждавшие антинаучность Библейских текстов. Им подпевали левые радикалы зарубежья, которые даже представить себе не могли все лицемерие и презрение, с которым идеологи СССР относились к их примитивизму и глупости. Но думающая часть русскоязычной интеллигенции, воспитанная в антинаучной лживой и антисемитской атмосфере, не могла равнодушно относиться к навешиваемой на уши лапше.
Именно этим можно объяснить тот факт, что подавляющая часть бывшей советской интеллигенции, оказавшись за рубежом, в одночасье отряхнулась от груза идеологического мусора и занимает сегодня крайне правые позиции. Для нас леваки, не испытавшие всей «прелести» леворадикальных режимов, сродни несмышленым детишкам, не ведающим что творят. Именно поэтому развернутая вокруг опуса Шломо Занда шумиха не пробуждала желания познакомиться с извлеченной из советского архива «сенсацией». Противостояние в русскоязычной прессе сторонников и противников этого опуса напоминало некий театр абсурда, в котором стороны разговаривают на разных языках. С одной стороны сугубо меркантильные интересы автора, с другой – апелляция к работам современных генетиков [1] и на различные исторические исследования.
Автор настоящей статьи, не будучи историком, наблюдал со стороны за виртуальной схваткой. Но однажды, по электронной рассылке, получил текст эксклюзивного интервью Эли Финберга с профессором Шломо Занд «Я не лжец» (http://el-finik.livejournal.com/2010/06/09/), один из абзацев которой мгновенно приоткрыл завесу, над тем, насколько легко и безответственно автор книги относится к собственным утверждениям:

Вопрос Э.Ф.- Праотец Авраам существовал?
Ответ Ш.З. – «Согласно имеющимся данным он (праотец Авраам) не мог существовать! И не только потому что он жил 120 лет, в то время когда все люди едва доживали до тридцати. Я пишу об этом в книге. Красиво написанные истории об Аврааме и верблюдах не соответствуют действительности. Тогда просто не было верблюдов, их приручили значительно позже...»

  Это утверждение маститого ученого невозможно обойти вниманием. В нем сквозит безапелляционность, не оставляющая никаких шансов сомнению. Для солидного ученого это, по меньшей мере, несолидно. Попытаюсь внести в этот ответ некоторые следы сомнения.
   Начну с верблюдов. Археологи относят одомашнивание аравийских одногорбых верблюдов примерно к 7100-7200 годам до нашей эры [2,3]. То есть, примерно за 5000 лет до рождения нашего праотца Авраама, существование которого Занд однозначно отрицает. Одним из мотивов отрицания выставляется «ляпсус» Писания, связывающий его с одомашненными верблюдами, на которых семья Авраама путешествовала из Уст-Касдима в Харан, а затем в Кнаан.
Апеллируя к возрасту Авраама, автор опуса вновь допускает ошибку. Авраам прожил не 120, а 175 лет. Упомянутые в ответе 120 лет - это не просто возраст желаемый юбилярам, а продолжительность жизни Мойсея. А сопоставление продолжительности жизни праотцев с их потомством (30-лет) не релевантно и использовано в качестве контраста для «убеждения» неподготовленного читателя.


Хроника поколений [4]
 


Хроника поколений, свидетельствует о сравнительно плавной тенденции к снижению продолжительности жизни от Адама (930 лет) до Авраама (20-е поколение) и до Мойсея (29-е поколение). Меня, как типичного homo sovieticus, эти величины тоже обескураживали, но, в отличии от Занда, спровоцировали к поиску причинности этого явления. Многолетние поиски и консультации привели к, на удивление, простому объяснению, известному в биологии под ключевым термином «порог выживаемости вида». Если бы возраст праотцев исчислялся 30-ю годами, упомянутыми Зандом, homo sapiens, как вид, был бы обречен на вымирание. Удивляться следует тому, насколько дальновидно это учтено в Священном Писании. Если предположить, что Тора рукотворна, вероятность столь глубоких познаний древних авторов в вопросах биологии приближается к нулю.
Возвращаясь к вышеупомянутому ответу Шломо Занда, вынужден подчеркнуть его полную некомпетентность в обсуждаемом вопросе. Это убеждает, что столь же поспешными и поверхностными могут быть и остальные его утверждения в области истории.
В заключение, постараюсь в общем виде разъяснить свою гипотетическую интерпретацию затронутых событий для тех, у кого возникли к автору контр-возражения. Верблюд был одомашнен многочисленным потомством Адама и Евы задолго до того, как, по еврейскому летоисчислению, начался исторический период. Это произошло в конце шестого дня Творения. После изгнания многочисленного потомства 70-летнего Адама (в том числе Каина и Авеля) из Эдемского сада, он жил еще 930 лет умножая род человеческий. Ту же функцию выполняли и избранные личности последующих поколений.

Литература.
1. Gil Atzmon, Li Hao, Itsik Pe'er, Christopher Velez, Alexander Pearlman, Pier Francesco Palamara, Bernice Morrow, Eitan Friedman, Carole Oddoux, Edward Burns and Harry Ostrer.
Abraham's Children in the Genome Era: Major Jewish Diaspora Populations Comprise Distinct Genetic Clusters with Shared Middle Eastern Ancestry. American Journal of Human Genetics (AJHG), Т. 86, V 6, pp.825-982, 2010
2. Grigson, C., J.A.J. Gowlett, and J. Zarins «The Camel in Arabia: A Direct Radiocarbon Date, Calibrated to about 7000 BC». Journal of Archaeological Science 16:355-362. 1989
3. Zeder, M.A., E. Emshwiller, B.D. Smith, and D.G. Bradley Documenting domestication: the intersection of genetics and archaeology. Trends in Genetics 22(3):139-155. 2006
4. Элиезер Шульман. Последовательность событий в Библии. Из-во Министерства обороны. Т-А. с. 180, 1990