Тот, кто призывает жить сегодняшним днем, плюет на судьбу своих детей и внуков.

Previous Entry Share Next Entry
Вновь о роли сновидений в предродовой подготовке младенца.
saba6
saba6

Предисловие

Почему автор вновь возвращается к проблеме, которая не входит в область его профессиональных интересов?

Буквально на этих днях редакция телеканала «Дождь» разослала своим подписчикам сенсационную статью Эмми Эдкинса «Почему нам снятся сны …», в которой придуманы очередные несколько (7) причин, на которую автор счел необходимым отозваться собственным комментарием в адрес редакции.

За несколько лет до этого на радиостанции «Эхо Москвы» ее главный редактор А.А. Венедиктов заявил, что не все видят сны, и привел себя в подтверждение этого тезиса. Пришлось и тогда откликнуться.

Но наибольшее удивление автора вызвало интервью газете («Известия» за 11.02.1988), которое дал профессор В.Н. Касаткин, чьи учебники по снам и сновидениям претерпели несколько изданий  На вопрос корреспондента: "Не биологическое ли излишество сновидения и для чего они нужны?" профессор В.Н.Касаткин отвечает: "Совсем нет. В далёком прошлом, когда человек подвергался опасностям стихийных бедствий, нападению зверей, сновидения мобилизовали все его силы. Он не мог на долго заснуть, и сон его скорее был прерывистым. Своеобразным "сторожевым пунктом" стал зрительный отдел головного мозга, самый чуткий, обладающий порогом ощущения в два световых кванта. Тревожные внешние сигналы, крики животных, ветер, запах дыма - вызывали кошмарные сновидения с картинами ураганов, пожаров, нападений и понуждали человека проснуться. У современного человека сновидения способствуют разрядке утомлённого мозга, переработке полученной накануне информации, переводом её в долгосрочную память."

Из этого интервью вытекает, что в древние времена у сновидений были одни функции, а сейчас – совершенно иные. Но это нонсенс. Природа не создает механизмы краткосрочного действия, чтоб периодически их менять.

Подобные ляпсусы, с завидным постоянством гуляют по страницам периодических изданий и служат великолепным материалом, для многочисленных авантюристов и распространителей всевозможных сонников и предсказаний.

-------------------------------------------------------------------

Когда автор в середине 90-х годов впервые опубликовал свою брошюру «Сновидения. Что это?», он был поражен скоростью, с которой, только начавший развиваться  российский  Интернет, начал тиражировать текст брошюры.  Особо следует отметить, что оригинал брошюры был разослан во все действующие отделения сомнологии СНГ и в академические центры. Достаточно  упомянуть, что, на сегодняшний день  поисковик GOOGLE нашел 5710 наименований этой работы.

Трудно предположить, сколько человек ее просмотрело, а сколько проработало. Но существенно, что никто из русскоязычных специалистов, которым  персонально отправлялась брошюра, даже не взглянули на нее, а направили в традиционное место – мусорную корзину. Об этом автор узнал лишь в начале текущего года, когда оказалось, что советской (ныне российской) науке неизвестно, что мир уже давным-давно сменил свои представления о сущности сновидений и их роли в жизни живого организма.

В течение всех истекших лет автор периодически неоднократно  возвращался к этой тематике, обсуждая ее на научных семинарах, в публикациях  и в лекциях. Нужно отметить, что далеко не всегда обсуждения проходили гладко. Споры возникали по мере удаления в область информатики и  философии.  Подобный диалог, в течение многих лет, имеет место с известным советским ученым в области медицинской психологии, психотерапии и психиатрии Вячеславом  Исхаковым. Как правило, обсуждения не касались нового подхода к проблеме сновидений, которая уже признана в мире, а ее материальной  и идеологической сущность. В этой области, вполне естественно, достаточно трудно достичь единства. Но польза, от подобного обсуждения с оппонентом, несомненно есть, так как побудила автора более глубоко копнуть в область эмбриологии и формирования безусловных рефлексов и сознания эмбриона и плода в период внутриутробного периода роста и развития.

Проблемы информатики и отражения внешней информации в сознании, сами по себе, достаточно сложны и противоречивы. Не вдаваясь в детали, понятие «информация» можно было бы отнести  к материальному  миру (волны, торсионные поля). Академик  Г. Н. Дульнев относит  информацию к «фундаментальной сущности природы», которая являет собой «меру изменения во времени и пространстве структурного разнообразия систем» [1], Но это раскрывает лишь общую сущность понятия, а не саму суть явления.

Отец современной кибернетики Норберт Винер утверждал, "информация есть информация, а не материя и не энергия
[2]..    Эта неопределенность стирается, когда мы переходим к отражению реальной информации в сознании субъекта.

«Идеальность и субъективность - специфические характеристики сознания,  идеальное - это всегда субъективное бытие индивидуального сознания, в том числе в социальных формах его взаимодействия с окружающим миром….» [3]  На общественном уровне эта субъективность уравновешивается посредством материального отражения (речь, письмо и др.)  и общественного «договора» единого определения данного явления

Когда автор посредством простых математических построений выявил отсутствие периода медленного (глубокого) сна в дородовой период развития ребенка, важно было определиться с формой (сюжетами) его сновидений, о чем  и  шла речь в ранних статьях [4, 5, 6] Но, со временем, стало понятно, что поиск следует переносить в достаточно хорошо изученный физиологами, эмбриональный период жизни.

Когда речь заходит о появления сознания у человеческого эмбриона, мнения ученых расходятся. Религиозные авторитеты убеждены, что все начинается с первой клетки и даже со сперматозоида, который целенаправленно ищет яйцеклетку для оплодотворения.  А следом, с убежденности, что оплодотворенная клетка, в которую Всевышний вкладывает частицу Себя в форме нешама (душа) из другого пространственного измерения, чем и оживляет ее, является новым полноценным человеком. 
Ученые, чаще всего, не согласны с этим, и относят появление сознания к более позднему периоду развития.
Заглянем и мы в эмбриональный период развития, так как именно на этом этапе развития человека (и любого другого живого организма) появляются первые следы сознания, которые определяют те безусловные рефлексы, без которых ребенок не может не только  общаться с внешним миром, но и управлять собственным телом (сгибать и разгибать конечности, моргать, дышать, глотать и др.). [7]

Уже в возрасте 9 недель, когда продолжается развитие нервного аппарата и мышечной системы, плод начинает шевелиться, хотя мать еще этого не замечает. В возрасте 10 недель «…вся поверхность тела плода чувствительна и малыш с удовольствием развивает тактильные ощущения, трогая свое собственное тельце, стенки плодного пузыря и пуповину. За этим очень любопытно наблюдать на УЗИ. Кстати, малыш сперва отстраняется от датчика УЗИ (еще бы, ведь он холодный и непривычный!), а потом прикладывает ладошки и пяточки, пытаясь потрогать датчик.»  Поразительно и невероятно. Формирование нервной системы только начато, а безусловные рефлексы работы сердца и зачатки сознания уже действуют.  Непостижимо. Как это можно понять? «Удивительно, когда мама прикладывает руку к животу, малыш пытается освоить мир и старается прикоснуться своей ручкой «с обратной стороны».
Спустя еще неделю, «…у малыша сформированы руки, ноги и веки, а половые органы становятся различимы (вы можете узнать пол ребенка). Плод начинает глотать, и уж если ему что-то не по-вкусу, например, если в околоплодные воды (мама что-то съела) попало что-то горькое, то малыш станет морщиться и высовывать язык, делая меньше глотательных движений.» (тут, и в дальнейшем, кавычками выделены выражения, взятые из первоисточника)
В 19 неделю «…малыш сосет пальчик, становится более энергичным. В кишечнике плода образуется псевдо-кал — меконий, начинают работать почки. В данный период головной мозг развивается очень активно.»  Подчеркну, головной мозг только развивается, значит ли это, что работают подкорковые области мозга?.
Уже в 20-ю неделю легкие плода развиты настолько, что малыш в искусственных условиях палаты интенсивной терапии может выжить.
Лишь в период 28-32 недель мозг ребенка развит на столько, что «…легкие приспособлены к тому, чтобы дышать обычным воздухом. Дыхание ритмичное и температура тела контролируются ЦНС. Малыш может плакать и отвечает на внешние звуки.         Ребенок открывает глазки бодрствуя и закрывает во время сна. По различным данным, малыш проводит во сне 18 и более часов в сутки.
 В предродовой период (38-43 недели) Малыш отлично усвоил движения мамы, знает когда она спокойна, взволнована, расстроена и реагирует на это своими движениями. Плод за внутриутробный период привыкает к перемещениям в пространстве, поэтому малыши так любят когда их носят на руках или катают в коляске. Для младенца это совершенно естественное состояние, поэтому он успокоится и заснет, когда его покачают.
Что касается  формирования и развития нервной системы, то  достаточно детально она рассмотрена в энциклопедии Британика [8, 9].
    Почти все нервные клетки, или нейроны, генерируются в период внутриутробного развития, и,  в большинстве случаев, они в дальнейшем не заменяются новыми нейронами. Морфологически, нервная система впервые появляется на 18 день после зачатия. Функционально она проявляется с первых признаков рефлекторной активности во втором месяце. Многие рефлексы головы, туловища и конечностей могут проявиться в течение третьего месяца.   В ходе развития нервная система претерпевает значительные изменения, пока достигает своей сложной организации.  Для того, чтобы произвести около 1 триллиона нейронов, присутствующих в зрелом головном мозге, в среднем 2,5 миллиона нейронов должны быть сгенерированы в минуту в течение всего периода внутриутробного развития. Это включает в себя формирование нейронных цепей, содержащий 100 триллионов синапсов (место контактов двух нейронов) , так как каждый потенциальный нейрон, в конечном счете, связан либо с ограниченным набором других нейронов или конкретных чувствительных окончаний. Это при том, что синаптические связи с другими нейронами фиксированы в определенных местах клеточных мембранах нейронов мишеней.   Не вдаваясь в детали  чрезвычайно сложного механизма «монтажа», следует подчеркнуть, что дифференциация клеток зависит не только от генетических особенностей, но и от внешних сигналов, генерируемых  зародышем под влиянием внешних факторов (экология, питание, чувственный опыт и обучение. (по всей видимости, речь идет об обучении в сновидениях. И.Х.)   Совершенно уникальные превращения этого раннего развития связаны с упорядоченной миграцией миллиардов нейронов и ростом их аксонов (проводников).

Для того, чтобы увязать воедино все эти видимые и поддающиеся контролю данные, недостаточно быть даже  эрудированным медиком. Для этого, по крайней мере, нужно пол жизни проработать ассистентом у Творца.  Вполне естественно, что невидимая, и не поддающаяся человеческому сознанию психиатрическая составляющая того же периода творения каждой конкретной человеческой особи, столь бедна  и непонятна, что не поддается нашему обозрению.

То же самое сопровождает ученых при переносе внимания на растительный и животный мир. Совершенно  поразительна, так называемая, эмбриональная, пауза у некоторых растений и сумчатых животных, когда эмбрион прерывает свое внутриутробное развитие и перебирается в материнскую сумку.   О каких приобретенных безусловных рефлексах может идти речь, в этом случае, когда эмбрион кенгуренка совершает длительное путешествие в сумку, рыская недоразвитой головкой в поиске направления движения, и никогда не ошибается.
  В любом случае, не поддается сомнению, что основной курс жизнеобеспечения ребенок проходит в утробе матери, до предстоящего рождения и столкновения с чрезвычайно экстремальной информацией  внешней среды, освещенные автором в предыдущих работах [4, 5, 6].

 В заключение хотелось бы повторить собственные прежние выводы.
  Сновидения не являются отражением прошедшей реальности, хотя и могут иногда  содержать знакомые образы и события. Их главная задача, подготовить организм к столкновению к очередной возможной экстремальной информацией.   Сновидения, - это наш ежедневный тренер, готовящий к очередному рекордному рывку в любой момент активной жизни.

Библиография.
     1.
В. Ю. Тихоплав, Т. Е. Тихоплав Физика веры, Ид-Весъ, Санкт-Петербург (2001).
2. Об определении термина информация http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=13&index=28
3. Урсул А.Д. Отражение и информация. София, 1981. Т. 1. С. 145-160.

4. И. Хейфец. Сновидения. Что это?. http://www.klex.ru/33

5.И. Хейфец. Физиологическая сущность сновидений http://samlib.ru/editors/h/hejfec_i_b/dreams.shtmlhttp://samlib.ru/editors/h/hejfec_i_b/dreams.shtml

6. И.Хейфец. Судьба открытия, сделанного дилетантом. http://www.proza.ru/2012/07/11/818

7. Развитие плода по неделям. http://super-beremennost.ru/razvitie_ploda_po_nedelyam.html

8.   Encyclopedia Britanica. Anatomy. Human Nervous System https://www.britannica.com/science/human-nervous-system/Prenatal-and-postnatal-development-of-the-human-nervous-system#ref941399

9.   Там же. https://www.britannica.com/topic/reflex-physiology#ref164245


?

Log in